Динамика численности униатов

ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ УНИАТОВ В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ С 1772 ПО 1839 Г.

Протоиерей Александр Романчук, кандидат богословия, (Гродно) МинДА

Статистические данные, относящиеся к численности униатов на территории России с 1772 по 1839 г.,постоянно приводятся в исторической литературе. В то же время, с одной стороны, в исследованиях встречаются значительный разброс цифр и их несогласованность.Представляется, что этот вопрос остается в проблемном поле исторической науки.

Согласно подсчетам В. Колбука в процессе разделов Речи Посполитой с1772 по 1795 г. подданными Российской империи стали 4 653 379 униатов [1,s. 50].По мере включения в состав России белорусско-литовско-украинских территорий количество приверженцев Унии возрастало. Однако, имела место и противоположная тенденция. В июле 1780 г. по повелению императрицы Екатерины IIбыл издан указ о прекращении существования Полоцкой униатской кафедры и учреждении Полоцкой униатской духовной консистории. В этом законодательном акте, помимо прочего, государственным чиновникам предписывалось в случае вакансии при каком-либо униатском приходе священнического места спрашивать прихожан, не желают ли они иметь православного священника. Если они изъявляли на это согласие, то местным православным архиереям – Могилевскому и Псковскому – вменялось в обязанность принимать такие приходы в состав своих епархий[2,№ 15028. с. 953–954]. После издания этого указа, открывавшего для униатов легальный путь оставлять Греко-католицизм, с 1781 по 1783 г. в Православие из Унии перешли более 80 приходских общин, в которых по данным М.О. Кояловича насчитывалось 112 578[3, с. 208–209], а по данным протоиерея Михаила Буглакова 117 187 [4, с. 299] верующих.Такое несовпадение не является значительным и может быть отнесено к неточности статистических документов эпохи, на которые опирались авторы.

22 апреля 1794 г. по распоряжению Екатерины II от имени архиепископа Виктора (Садковского) в границах Минской епархии было опубликовано обращение, в котором униаты призывались безбоязненно присоединяться к Православию[5,№17199. с. 509–511]. 18 мая 1795 г., убедившись в том, что униаты в Минской епархии откликнулись на правительственный призыв и массово переходят в Православие, императрица повелела распространить действие этого обращения на Могилевскую епархию [5, № 17333. с. 699–700]. В результате в 1794–1795 гг. по данным, которые приводит И.К. Смолич, в Православную Церковь перешли 1 572 000 униатов[6, с. 331]. Большинство из этого числа пришлось на украинские территории. В Белоруссии Унию в общей сложности оставили 221 000 верующих, объединенных в 229 приходов, что составляло небольшую часть Униатской Церкви на белорусских землях [7, с. 262–263 ; 8, с. 8].

6 сентября 1795 г. Екатерина изменила иерархическую структуру Униатской Церкви. Были уволены на покой униатский митрополит Феодосий (Ростоцкий) и все прочие униатские епископы. Учреждалась единственная епархия – Белорусская, управление которой поручалось архиепископу Ираклию (Лисовскому) [5, № 17391. с. 791–793]. По данным М. Радвана, опиравшегося в своей монографии «Carat wobec kosciola greckokatolickiego w zaborze Rosyjskim» на исследование В. Великого, она объединяла 2500 000 верующих [9, s. 34].

Если верить всем этим цифрам, то в последней четверти XVIII в. Уния в пользу Православия потеряла 1 689 187 человек. Учитывая названное выше первоначальное число униатов, оказавшихся в России к 1795 г., получается, что униатов должно было остаться не 2 500 000, а2 964 192 человека. Поскольку эта разность, составляющая 464 192 человека, слишком велика, то можно предположить или неверные изначальные данные, собранные В. Колбуком, или ошибочные данные, приводимые И.К. Смоличем и общепринятые в современной православной историографии. Количество перешедших в Православие должно было составлять 2 153 379 человек. Это число более соответствует тому, которое приводится в «Руководстве по истории Русской Церкви» А.П. Доброклонского[10, с. 652] и в энциклопедии Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона[11, с. 828], где говорится о том, что с Православием в эти годы воссоединились 2 000 000 греко-католиков. В свою очередь совершенно неправдоподобно выглядит утверждение П.Д. Брянцева, полагавшего, что Унию во времена Екатерины оставили 3 000 000 человек [12, с. 584].В таком случае в епархии архиепископа Ираклия (Лисовского) было бы не 2 500 000, а 1 500 000 верующих. Рассматривая вышеназванные цифры, можно так же допустить возможность перехода в 1794–1795 гг. более 450 000 униатов в костелы параллельно с уходом более 1 500 000 униатов в Православие. В любом случае столь большие нестыковки данных говорят о необходимости дополнительного изучения этого вопроса.

Так или иначе, но количество униатов в 2 500 000 человек не осталось неизменным.Переход значительных масс верующих и большого количества духовенства из Унии в Православие вызвал реакцию со стороны латинского духовенства. Пользуясь тем, что император Павел І подчинил Униатскую Церковь Высшему церковному управлению Католической Церкви латинского обряда и тем, что Римская курия не признала законность самостоятельного существования Униатского церковного объединения в пределах Российской империи, латинское духовенство развернуло среди униатов широкую прозелитическую деятельность. Согласно исследованию М. Радвана к 1803 г. в Униатской Церкви насчитывалось от 1 425 599 [9, s. 68] до 1 538 890 верующих [9, s. 70]. Отсюда следует, что с 1797 по 1803 г. в костелы перешло не менее 1 000 000 униатов.

Массовый переход униатов в костелы захватил часть тех бывших униатов, которые воссоединились с Православием в 1794–1795 гг. Точные цифры не известны, но имеются сведения, что в южных уездах Минской губернии из православных храмов в костелы в полном составе перешли прихожане 44 приходов [13, с. 526], что, учитывая среднее количество прихожан в униатских приходах того времени – 821 человек[9,s. 68],превышало 36 000 верующих.

Т.о., можно сделать вывод, что с 1780 по 1803 г. из Унии в Православие перешло до 2 000 000, а в латинский обряд более 1 000 000 верующих.

Эрозия унии в пользу латинства продолжалась и далее. По подсчетам численности народонаселения края, проведенных П.О. Бобровским, с 1805 по 1828 г. Греко-католическое церковное объединение в пользу латинского обряда лишилось еще не менее 200 000 пасомых [14, с. 163–164].

Униатское священноначалие было встревожено этими процессами и постоянно требовало от российского правительства остановить переводы униатов в костелы. В ответ на эти требования в царствование императора Александра І неоднократно запрещался латинский прозелитизм, и латинизантам (как тогда называли переведенных в латинство греко-католиков) предлагалось вернутьсяв свой прежний обряд. Эти запрещения в соединении с призывами к латинскому духовенству ни в чем не стеснять свободу совести униатского населения повторялись в 1803, 1804, 1806, 1807, 1810 гг. [15, с. 36–37 ; 78 ; 82; 90 ; 98–99]. Если верны данные, которые в своем исследовании приводит П.О. Бобровский, то эти запрещения и призывы оказались бесплодными. Дела о «совращенных в латинство» униатах тянулись годами и в большинстве случаев не завершались в пользу униатского священноначалия, которое расковало остаться без паствы.

Положение изменилось после начала реализации воссоединительного проекта, который предусматривал общее восссоединение униатов с православными. В рамках этого проекта было восстановлено самоуправление Униатской Церкви в том объеме, который предусматривался при заключении церковной унии в 1596 г. Это позволило униатскому духовенству более эффективно противостоять латинскому прозелитизму. Однако новая ситуация не послужила сохранению численности униатской паствы. 30 апреля 1833 г. была учреждена православная Полоцкая и Виленская епархия[16, № 6161. с. 244–246]. Во главе ее был поставлен епископ Смарагд (Кржижановский), который называл униатов полу-поляками, проявлял огульное недоверие ко всем без исключения униатским духовным лицам, в том числе и к тем, проправославные настроения которых были известны, а также отличался большим миссионерским энтузиазмом [17, л. 1–166]. Поддержанный обер-прокурором Св. Синода С.Д. Нечаевым, который, как ни странно, не был поставлен в известность о подготовке общего воссоединения, преосвященный Смарагд развернул широкомасштабную кампанию по присоединению униатов. Она немедленно захватила все православные епархии, на территории которых проживали греко-католики. Всего из Унии в Православие в 1833 г. обратилось до 30 000 человек, в 1834 г. – 35 297, в 1835 – 44 398, в 1836 – 46 777 [18, л. 22]. Организованная епископом Смарагдом миссия вызвала большое недовольство как среди согласного на Православие униатского духовенства, так и в Святейшем Синоде, поскольку при ее проведении применялись неприемлемые методы[19, с. 249–255]. Она была остановлена переводом епископа Смарагда на Могилевскую кафедру в 1837 г. В результате переходы униатов в Православие продолжались лишь по инерции и составили в 1837 г. только 2500 человек в имениях православных помещиков[20, с.251–257].

Миссия преосвященного Смарагда вызвала реакцию, которая выразилась в массовом уходе униатов в латинский обряд и крещении детей в костелах. Согласно данным, собранным митрополитом Иосифом (Семашко), только в 1834 г. из Унии в латинство ушли не менее 25 000 человек[21, с. 3].Можно с большой долей уверенности говорить о том, что такая же картина наблюдалась и в 1835, и в 1836, и в 1837 гг. Отсюда следует, что миссионерские успехи Полоцкого епископа Смарагда, состоявшие в переводе в Православие 158 972 униатов, симметрично уравновешивались латинским прозелитизмом. Освещением этого вопроса в исторической науке еще никто не занимался. Он стоит на повестке дня.

Сокращение числа униатов, ставших подданными Российской империи, привело к тому, что в 1837 г. по подсчетам М. Радвана в Литовской епархии состояло 815 473 верующих, а в Белорусской – 608 407[9, s. 185]. Отсюда следует, что в 1839 г. с Православной Церковью воссоединились 1 423 880 прихожан, хотя с учетом их первоначального количества и рождаемости, Греко-католическая Церковь в границах Российской империи должна был объединять более 5 500 000 верующих.

Динамика численности униатов в границах Российской империи отражает неустойчивое положение Униатской Церкви между Православием и Католичеством в последней четверти XVIII – первые десятилетия XIX. В это время из Унии как в Православие, так и в Католичество латинского обряда перешли миллионы верующих и тысячи священнослужителей. На белорусских землях, где были сильны структуры Униатской Церкви и ощущалось сильное влияние католического шляхетского общества и католического духовенства латинского обряда, численность униатского населения сокращаласьв основном в пользу Костела. Последнее обстоятельство имело значительное влияние на консолидацию сторонников сохранения самобытности Униатской Церкви в первой трети ХІХ в. и на появление в среде униатского духовенства людей, которые спасение своей Церкви от поглощения Польским Католичеством видели в воссоединении с Православием. В настоящее время нельзя говорить о завершении исследования этой проблемы. Уточнение статистических данных и их анализ могут в значительной степени расширить знания о сложных и противоречивых процессах, развивавшихся в межконфессиональных отношениях на белорусско-литовско-украинских землях в последней четверти XVIII – первой трети XIXв., а также дополнительно пролить свет на мотивацию деятельности представителей духовенства разных конфессий.

 

 

  1. Kołbuk, W. KoścіoływschodnіewRzeczypospolіtejokoło 1772 roku / W. Kołbuk. – Lublіn : ІnstytutEuropy Środkowo Wschodnіej, 1998. – 460 s.
  2. Полное собрание законов Российской империи : собр. 1. – Т. 20. – Санкт-Петербург : Печатано в Типографии IIОтделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. – 1034 с.
  3. Коялович, М.О. История воссоединения западнорусских униатов старых времен / М.О. Коялович. – Минск : Лучи Софии, 1999. – 400 с.
  4. Буглаков, М., священник. Преосвященный Георгий Конисский, Архиепископ Могилевский / священник М. Буглаков. – Минск : «Виноград», 2000. – 656 с.
  5. Полное собрание законов Российской империи : собр. 1. – Т. 23. – Санкт-Петербург : Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. – 969 с.
  6. Смолич, И.К. История Русской Церкви 1700–1917: в 2 ч. / И.К. Смолич. – Москва : Издательство Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря, 1997. – Ч. 2. – 799 с.
  7. Рункевич, С. История Минской Архиепископии (1793–1832 гг.) с подробным описанием хода воссоединеня западнорусских униатов с Православною Церковью в 1794–1796 гг. / С. Рункевич. – С.-Петербург : Типография А. Катанского и К°, 1893. – 572 с.
  8. Горючко, П. Материалы для истории церквей Белоруссии конца XVIII и начала ХIХ столетий / П. Горючко. – Могилев : тип. Губ. правл., 1903. – 42 с.
  9. Radwan, M. Carat wobec kościola greckokatolickiego w zaborze Rosyjskim 1796–1839 / M. Radwan. – Roma; Lublin : Polski instytut kultury chrzescijanskiej, 2001. – 504 s.
  10. Доброклонский, А.П. Руководство по истории Русской Церкви / А.П. Доброклонский. – Москва: Крутицкое Патриаршее подворье. Общество любителей церковной истории, 1999. – 935 с.
  11. Уния и Униатская церковь в пределах Польши и России // Энциклопедический словарь / изд. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. – Санкт-Петербург: Типография Акционерного Общества Брокгауз-Ефрон, 1902. – Т. XXXIVа: Углерод – Усилие. – Ст. 821–833.
  12. Брянцев, П.Д. История Литовского государства с древнейших времен / П.Д. Брянцев. – Вильна: Типография А.Г. Сыркина, 1889. -659 с.
  13. Записка об упразднение греко-униатских монастырей в Западной России 28 февраля 1828 года // Русская старина. – 1870. – 2 изд. – Т.1. –  С. 517–538.
  14. Бобровский, П.О. Русская Греко-Униатская церковь в царствование императора Александра I. Историческое исследование по архивным документам П.О. Бобровского / П.О. Бобровский. – Санкт-Петербург : Типография В.С. Балашева, 1890. – 394 с.
  15. Акты, издаваемые Виленскою Археографическою комиссиею. – Вильна : Типография А.Г. Сыркина, 1889. – Т. XVI: Документы, относящиеся к истории церковной Унии в России. – 704 с.
  16. Полное собрание законов Российской империи : собр. 2. – Т. 8. – Отд. 1. – Санкт-Петербург : Печатано в Типографии IIОтделения Собственной ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Канцелярии, 1834. – 832 с.
  17. Российский государственный исторический архив в Санкт-Петербурге. Фонд 797. – Оп. 87. –Д. 9.Письма Епископа Полоцкого Смарагда о частных присоединениях униатов.
  18. Российский государственный исторический архив в Санкт-Петербурге. Фонд. 1661. – Оп. 1. –Д. 418. Проект Инструкции Генерал-Губернаторам западных губерний в связи с проведением мероприятий по воссоединению грекоуниатов с православной церковью (с заметками Сербиновича К.С.) и записки Сербиновича К.С. и др. лиц по этому поводу с изложением истории Унии.
  19. Канфесійны фактар у сацыяльным развіцці Беларусі (канец ХVIII – пачатак ХХ ст.) / В.В. Яноўская [и инш.] ; навук. рэд. В.В. Яноўская ; Нац. акад. навук Беларусі, Ін-т гісторыі. – Мінск : Беларуская навука, 2105. – 496 с.
  20. Шавельский, Г., протопресвитер. Последнее возсоединение с православною церковию униатов Белорусской епархии (1833–1839 гг.) / протопресвитер Г. Шавельский. – Санкт-Петербург : Типография «Сельского вестника», 1910. – 380.

Записка, составленная 4 января 1837, о тогдашнем положении униатского дела и способах доведения оного к предложенной цели // Иосиф, (Семашко), митрополит. Записки Иосифа митрополита Литовского, изданные Императорскою Академиею Наук по завещанию автора: в 3 т. / митрополит Иосиф (Семашко). – Санкт-Петербург : Типография императорской Академии Наук, 1883. – Т. 2. – 786 с. – С. 1–5.

Перейти к верхней панели