Событие Рождества Христова, когда Спаситель явился в наш мир, —великий день для каждого христианина. Чувства радости и ликования исполнены песнопения этого праздника. В рождественский сочельник на аналои полагаются иконы Рождества Христова, неоднократно становившиеся предметом внимания исследователей, богословов и искусствоведов. Они являются песнопением в красках этого события.
Самые ранние изображения этого великого события были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Древнейшее изображение, рассказывающее о Боговоплощении, находится в катакомбах Присциллы в Риме и относится к концу II века. Однако оно показывает нам не само Рождество, а осуществленное пророчество.
Изображение Рождества Христова в катакомбах св. Присциллы в Риме, II век н.э.
Мы видим Матерь Божию с Младенцем (тип изображения — Млекопитательница, что подчеркивает реальность Боговоплощения), перед нею — пророк (скорее всего, Исайя), указывающий поднятой рукой на звезду: Господь будет тебе вечным светом (Ис. 60:19). Также в катакомбах встречается сцена поклонения волхвов. Это могут быть фрески или изображения на саркофагах.
Поклонение волхвов. Сцена из римских катакомб
В этих сценах число волхвов может варьироваться от 2-х до 4-х, но наиболее распространенным являются три волхва.
Поклонение волхвов. Сцена из римских катакомб
Впоследствии это изображение перешло в византийскую традицию. Именно сценой поклонения волхвов расшит подол праздничного наряда императрицы Феодоры на мозаике из храма Сан-Витале в Равенне. Императрица Феодора держит в руках чашу, которую передает в дар храму. Благочестивые правители, подражая волхвам, принесшим свои дары Небесному Царю, являются в Его храм земной тоже не с пустыми руками.
Императрица Феодора передает дар храму. Мозаика в храме Сан-Витале в Равенне, VI в.
Поклонение волхвов. Деталь мозаики в храме Сан-Витале в Равенне, VI в.
Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова. За его основу взяты были взяты повествования о Рождестве в Евангелии от Матфея и от Луки и церковное Предание.
Иконография праздника Рождества Христова относится к многосюжетному типу, когда на одной иконе изображено сразу несколько сцен, посвященных одному событию.
Рождество Христово. Древнерусская икона
Центральным изображением на иконе являются фигуры Богомладенца Христа и Божией Матери. Богомладенец в белоснежных одеждах лежит в пещере (вертепе) — месте, где, согласно Евангелию, Он и родился. Пещера зияет своей темнотой, так как мир к моменту пришествия Господа пребывал в темных и сени смертней (Пс. 87:7), и с пришествием Спасителя народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Мф. 4:16). Ясли — кормушка для скота, в которых лежит Спаситель, — своей формой напоминают гроб. Воплощение Бога началось и кончилось уничижением. Пещера, ясли, пелены, о которых говорят священные тексты и которые наглядно показывает нам икона — указания на кенозис Божества, Его истощание, на крайнее смирение Того, Кто, не видимый естеством, становится видимым плотью человека ради, рождается в пещере, повивается пеленами, предвозвещая Свою смерть и погребение, гроб и погребальные пелены. Пришествие Бога на землю — это также и начало Его крестного пути, принятие Голгофы, смерти и положения во гроб. Поэтому пеленки Спасителя напоминают собой и погребальные пелены.
Апостолы Петр и Иоанн у гроба Спасителя с пеленами. Фреска
Вол и осел у яслей Спасителя — это отсылка к пророчеству Исайи: Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет (Ис 1:3). Вол, как животное тяглое, трудящееся под ярмом, означает иудеев, как находившихся под ярмом закона и пытавшихся в меру своих сил исполнить непосильные для человека без помощи Божией заповеди. Осел же указывает на язычников, которые еще не знали ни Священного Писания, ни истины о Боге. Но с момента Боговоплощения и для них открывается новая страница истории — Бог призывает их к Себе, т.е. в Рождестве Христовом пришло примирение евреев и язычников.
На многих иконах Рождества Пресвятая Богородица изображена не взирающей на Богомладенца, а как бы обособленной. Ее изображение занимает относительно большую площадь и напоминает гору. Это отсылка к исполнению пророчества из книги Даниила о «горе несекомой».
Гора несекомая. Книжная живопись школы монастыря Райхенау. Германия, X в.
Во второй главе этой книге рассказывается, что вавилонский царь Навуходоносор видел сон, который страшно возмутил его дух. Царь не мог вспомнить сон. Однако сон рассказал пророк Даниил и дал толкование: Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бёдра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унёс их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю (Дан. 2:31-35). Святые отцы под горой, от которой без человеческой руки откололся камень, подразумевают Пресвятую Богородицу, родившую Спасителя «без семени мужа». Камень, отколовшийся от горы и покрывший всю землю — это Христос, чье учение покрыло весь мир.
Над пещерой, где родился Спаситель, сияет звезда, которая привела к поклонению волхвов. Звезда разделяется на три луча — символ Триединого Бога. В верхней части иконы размещаются ангелы. Ангелы взирают на небо и обращаются к пастухам, т.е. ангельское служение — это прославление Творца и возвещение людям воли Божией.
Верхняя часть иконы Рождества
По одну и по другую сторону пещеры размещаются пастухи и волхвы. Эти две группы людей символизируют два пути ко Христу — путь детской чистой веры, доверия Богу, это путь пастухов, и путь волхвов, через познание сотворенного Богом мира, который часто бывает долгим и трудным. Волхвов изображают трех возрастов — юноша, «средовек» и старец. Бог принимает человека в любом возрасте, но лучше прийти к Нему в «первый», а не в «одиннадцатый» час.
В левом нижнем углу по обычаю пишутся сразу несколько фигур: праведный Иосиф Обручник, который сидит задумавшись. К нему подходит странник или странники.
Праведный Иосиф Обручник. Деталь иконы
Эти странники — символические изображения тех мыслей, сомнений, которые приходили к Иосифу, пока ему не была открыта тайна «безсеменного рождения», и когда он видел обрученную ему Деву «непраздной» и уже помыслил отпустить Её.
В правом нижнем углу иконы обычно изображается сцена купания новорожденного Младенца. Это событие основывается на Предании, которое также передают два апокрифических евангелия — псевдо-Матфея и псевдо-Иакова. Две женщины — повивальные бабки, которых Иосиф привел к Божией Матери. Их будут звать очень по-разному, но в Евангелии Псевдо-Матфея мы читаем, что зовут их Зелома и Саломия.
Рождество Христово. Фрагмент фрески XII в., Каппадокия
Однако существует и другое толкование: повивальные бабки являются также и свидетельницами Его божественного происхождения. По Преданию они опоздали и не присутствовали при самом Рождестве и одна из них, Саломия (изображается на иконе с венчиком) не поверила, что у Девы может родиться Младенец. За свое неверие она была наказана: у нее отнялась рука, дерзнувшая удовлетворить ее любопытство. Раскаявшись и прикоснувшись к Младенцу, она исцелилась.
Рождество Христово. Внизу усохшая рука Саломии. Пластина из кафедры епископа Максимилиана. Равенна, VI в.
Событие из бытовой жизни ясно подчеркивает человечество родившегося Младенца: Он, как и всякий новорожденный, подвержен естественным требованиям человеческой природы. Появление в иконе повседневной сцены является также отголоском христологических споров: купать можно только Того, Кто принял истинную человеческую плоть.
В целом вся икона Рождества Христова пишется яркими красками, что отражает радость, торжество всего видимого и невидимого мира от того, что родился Спаситель. Иконография праздников развивалась на протяжении двухтысячелетней истории Церкви. Различные элементы изображений со временем переосмыслялись и видоизменялись. Появлялись действительно гениальные иконы, созданные не просто человеком, а произволением Святого Духа, поэтому и поняты они могут быть лишь благодаря духовному усилию и благодати Святого Духа, живущей в Церкви Христовой.
Протоиерей Александр ВЕЛИСЕЙЧИК, доктор теологии
источникhttps://orthos.org/novosti/ikona-rozhdestva-khristova/