Проезжая по автомобильному мосту на улице Победы в г.Гродно, почти на уровне дороги, видны купола Православной церкви. Странно видеть в этом месте, зажатом между Стеклозаводом, железной дорогой и насыпью автомобильной дороги Храм Божий. Это церковь во имя Святого Равноапостольного Великого князя Владимира (Занеманская), единственная на всю Беларусь церковь, имеющая своим небесным покровителем святого крестителя Руси.
История создания Свято-Владимирской церкви тесно связана с исторической судьбой Беларуси. На нашей земле всегда боролись два влияния, две культуры, два суперэтноса — Восточный и Западный. Восток был представлен Россией, а Запад Польшей. Православные белорусы во все времена больше тяготели к единоверной России, о чем свидетельствуют многие исторические факты, но в различные периоды истории брала верх то одна, то другая сторона. В конце XVIII столетия победила Россия и Речь Посполита перестала существовать как государство. Белорусские земли вошли в состав Российской Империи. Перед царским правительством, в связи с этим, стояли очень многие проблемы, одной из которых было то, что чуть ли не поголовно все население Беларуси было неграмотным. Образование в Польском государстве было доступно только шляхте. Уже в те времена такое положение вещей считалось ненормальным и поэтому школьное просвещение детей самых широких слоев населения стало одной из важнейших забот правительства России. Окончательно этот вопрос был положительно решен когда в 1857 г. к школьному делу была привлечена Церковь и при Православных храмах стали открываться церковно-приходские школы. Так, например, в 1860 г. в Гродненской губернии было около 100 церковных школ, к 1867 году их число выросло до почти 400 при 19000 учащихся, а к 1-му сентября 1901 года 422 церковно-приходские школы посещали уже 33632 ученика. Это была настоящая победа белорусов над невежеством.
Но нужно сказать, что школы не только открывались при храмах. Иногда даже строились специальные церкви-школы, в которых в самих зданиях церквей предусматривались классы. Вот одной из таких церквей-школ и является наша Свято-Владимирская Занеманская церковь.
Необходимость в ее строительстве возникла потому, что в конце XIX века через Неман не было устроено постоянного моста и в течений большой части года православные люди, жившие в занеманской части города, не имели возможности посещать свой приходской храм, каким тогда был ныне уничтоженный Софийский собор, а дети их не могли ходить в школу. Инициатором создания церкви в занеманской части Гродно был священник церкви Гродненского Рождество-Богородичного женского монастыря и одновременно председатель Гродненского уездного отделения Литовского епархиального училищного совета О.Александр Некрасов. Начиная с 1893 г. он неустанно хлопотал перед церковными и государственными властями о строительстве новой церкви у школы и в конце концов его усилия увенчались успехом. 4 июля 1895 г. в 1 час дня в присутствии Гродненского губернатора тайного советника Д.Н.Батюшкова была совершена закладка здания церкви викарием Литовской епархии, в которую тогда входил Гродно, епископом Брестским Иосифом в сослужении 4-х священников. Проектировал и строил храм опытный архитектор и строитель И.К.Плотников. Храм строили на пожертвования людей со всей тогда огромной страны (в частности 150 рублей пожертвовал Святой и Праведный Иоанн Кронштадтский), но немного помогало и государств (Средств хватало и в результате уже через несколько месяцев здание церкви было выстроено, накрыто крышей и 13 октября 1895 г. торжественно был освящен и водружен на купол храма святой крест. Оставались только внутренние отделочные работы (оконные рамы, решетки, полы, двери и т. д.).Одновременно с этими работами О.Александр Некрасов вел дело об устройстве иконостаса в новую церковь. Архиепископ Литовский и Виленский Иероним благословил проект подготовленный о.Александром. В состав этого иконостаса входили изображения святых угодников Божиих, которые при своей жизни имели прямое или косвенное отношение к Беларуси. Так, кроме Св. Равноапостольного Вел. кн. Владимира, здесь были иконы Св. Вел. княгини Ольги, Святых князей Страстотерпцев Бориса и Глеба, Святого Преподобномученика Афанасия Брестского, Святых Первоучителей славянских Кирилла и Мефодия, Святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Рядом с Царскими вратами находилась икона Иверской Божией Матери. Выполнение этого проекта было поручено живописцу иконостасов художнику Д.Струкову. Заказ был им исполнен в июле 1896 года. Строительство церкви не обошлось без неприятных событий. Так в ночь с 31 марта на 1 апреля 1896 г. в здании произошел пожар. К счастью церковь не пострадала. Сгорели только заготовленные заранее и застрахованные строительные материалы. Но это событие повлекло за собой резкое сокращение пожертвований, т.к. в некоторых газетах результаты пожара были преувеличены.Писали даже что здание сгорело полностью и дальнейшее строительство невозможно. Но несмотря ни на что строительство церкви было завершено и 29 декабря 1896 г. храм был освящен владыкой Иосифов в сослужении священников Александра Некрасова и Афанасия Тиминского.
Дальнейшая история храма известна мало. Слишком страшные события произошли на нашей земле. Войны, революции, гонения властей на Православие и вообще на религию — все это не способствовало сохранению церковных документов, да и люди меньше думали об истории, а больше заботились о сохранении своей веры — Святого Православия. Но мы знаем, что наш храм не закрывался никогда. Единственное в 1915 году, когда Гродно был захвачен немцами и все население города перед этим было эвакуировано. Тогда же из храма были вывезены все ценные вещи вплоть до иконостаса. В 20-е — 30-е годы церковь была перестроена внутри (были убраны помещения классов и за счет этого увеличена площадь притвора). Тогда же заменили прежний иконостас на другой. В 50-е-60-е годы территорию церкви начали сокращать и застраивать. Рядом появились цеха Стеклозавода, завода Карданных валов, была построена насыпь для автомобильной дороги. При этом церковь сначала хотели сделать клубом Стеклозавода, потом просто хотели ее снести, но верующие люди не дали этого сделать». Чтобы отстоять свой храм обращались даже в ЦК КПСС. Благодаря такой активности прихожан и по Божиему произволению Свято-Владимирская церковь существует и поныне, хотя и по внешнему виду, и по внутреннему убранству и устройству, и по внешнему окружению она сейчас очень сильно отличается от того какая она была первоначально.